Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Подписка на рассылку
Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube

Степаненко О.В. Интерактивная доска: приемы использования на уроках информатики в начальной школе

Внимание!!! Май 2017 года. Вышел шестой номер газеты в формате .PDF

В данном разделе представлены электронные статьи -  приложения к номерам газеты 



Степаненко О.В. Интерактивная доска: приемы использования на уроках информатики в начальной школе

Степаненко О.В. Интерактивная доска: приемы использования на уроках информатики в начальной школе


Степаненко Ольга Владимировна
МОУ «Борисоглебская гимназия № 1», Воронежская область
учитель, зав. кафедрой методики преподавания математики и информатики
stepanenkoo@yandex.ru


Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты  – составляющие педагогических технологий, которые были хороши вчера. Современная школа, призванная обеспечить доступность  качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль.

Учителю информатики приходится  пристально следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними. В настоящее время все еще продолжается становление  школьной информатики как предмета: уточняется его структура, место в учебном плане, активно обновляется методическая система принципов и подходов к обучению. Важнейшими организационными условиями в преподавании данного предмета является оснащение компьютерного класса современными машинами, наличие выхода в Интернет.

Благодаря Приоритетному национальному проекту «Образование» в МОУ «Борисоглебская гимназия №1» появился современный компьютерный класс, мультимедиа кабинеты, доступ в Интернет, лицензионное программное обеспечение и (что особенно приятно) на смену обычной магнитной доске пришла интерактивная, “интеллектуальная” доска. 


Издательством БИНОМ было подготовлено и выпущено электронное приложения к учебнику «Информатика и ИКТ» Н.В. Матвеевой для 4 класса (готовятся к выпуску приложения для 2 и 3 класса). Они будут являться хорошей помощью учителю информатики.

На основе имеющихся материалов учителя информатики получают возможность подготавливать собственные авторские цифровые образовательные ресурсы. 

Их использование учебном процессе в начальной школе способствует  повышению уровня применения наглядности на уроке, повышению производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

К примеру, популярной доступной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint2003-2007, которая активно используется учителями в рамках внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс начальной школы [1; 2; 3]*.

Авторский цифровой образовательный ресурс, созданный учителем самостоятельно, должен точно соответствовать целям и задачам, поставленным на уроке. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что учителя не придерживаются основных требований к оформлению мультимедийной презентации, а также недостаточно опираются на материал, рекомендованный в учебниках. Тщательно выверенными дидактическими приёмами использования информационных технологий умеют пользоваться лишь единицы. 

Работая по УМК Н.В. Матвеевой, я  разработала авторские цифровые образовательные ресурсы для учащихся 3 и 4 классов, используя программу PowerPoint. 

С введением Единого государствен­ного экзамена в школах России в фор­ме тестирования возникает необходи­мость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затрудне­ниями, вызванными отсутствием опы­та работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учеб­ного материала, но также умения ра­ботать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В свя­зи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значи­тельной степени результативной под­готовкой к данному виду экзамена.

Когда в первый раз ученикам 3 класса было предложено ответить на вопросы компьютерного теста «Источники и приёмники информации» [4], сделанного в данной программе  с использованием макросов, я сомневалась – все ли у них получиться? Однако мои опасения оказались напрасными – абсолютно все ученики справились с предложенным заданием, им очень понравился данный вид работы. А сколько было восторга, когда компьютер поставил им оценку! Нет ничего лучше сияющих лиц учеников, постигающих основы информационно-коммуникационных технологий. Тест позволил проверить качество знаний учащихся по теме «Источники и приёмники информации»; работа с ним способствовала воспитанию прилежности; через многократное выполнение однотипных действий – добросовестного отношения к учебе; воспитанию навыков самоконтроля; развитию познавательного интереса учащихся, избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные задания.

Тест «Источники и приёмники информации» создан на основе шаблона теста для начальной школы Иванова Д. [5] и обладает возможностью исправлять допущенные учеником ошибки. Первые два задания теста предполагают выбор одного правильного варианта ответа. Во всех последующих заданиях учащимся необходимо выбрать несколько правильных ответов из предложенных. Чтобы запустить тест в Microsoft Office PowerPoint 2003-2007 нужно нажать «Показ слайдов» и щелкнуть мышкой по кнопке «Начать тест» титульного листа. После выполнения всех заданий теста учащимся автоматически выставляется оценка. На листе «Результаты теста» можно нажать кнопку «Исправить» и выполнить задания, в которых были допущены ошибки. При этом, если ученик отвечает неправильно, выдается сообщение «Ответ неверный». Для корректной работы теста следует понизить уровень безопасности (сервис – макрос – безопасность – уровень безопасности: средний или низкий).

Рис. 1. Фрагменты теста «Источники и приёмники информации», 3 класс 

Используется в учебном процессе и такая возможность, программы  PowerPoint 2003-2007, как: запись времени анимации с помощью триггера. Использование технологии «горячих зон» (триггеров) позволяет значительно улучшить обратную связь с обучаемыми, обеспечить более комфортные условия проведения занятия и индивидуального подхода в обучении. Созданные с помощью триггера дидактические игры [6; 7] вызывают у младших школьников интерес, удовлетворение  от удачного ответа. Очень нравится ученикам выполнять аналогичные задания на интерактивной доске.

В качестве примера того, как можно интересно провести повторение изученного материала по учебнику Н.В. Матвеевой «Информатика», приведем конспект урока-игры в 3 классе. 

Урок-игра «Действия с информацией. Повторение»

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Действия с информацией», подготовка к контрольной работе.

Задачи:

Образовательные: повторение полученных учащимися знаний, умений и навыков по второй главе «Действия с информацией»; актуализация основных понятий и терминов;применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Развивающие: продолжать развивать познавательный интерес учащихся; развивать избирательность внимания, творческую активность, логическое мышление; формировать представления о компьютере как о средстве обучения.

Воспитательные: воспитывать прилежность, самостоятельность; воспитывать навыки самоконтроля, умение работать в группе.

Тип урока: урок-игра закрепления изученного материала и подготовки к контрольной работе.

Формы работы на уроке: самостоятельная, групповая и индивидуальная работа.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска Hitachi FX-77 StarBoard, авторский цифровой образовательный ресурс - дидактическая игра-презентация «Действия с информацией», рабочие тетради, учебник «Информатика и ИКТ» Н.В. Матвеевой для 3 класса.

План урока

  • Организационный момент (3 мин.)
  • Повторение изученного материала в ходе командной игры (35 мин.)

а) Приветствие команд, эмблема (2 мин.)
б) Работа с интерактивной доской (20 мин.)
в) Физкультминутка (3 мин.)
г) Работа за компьютерами (10 мин.)
III. Подведение итогов урока, награждение победителей (5 мин.)
IV. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Повторение изученного материала в ходе командной игры.

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-игра. Командам необходимо было приготовить приветствие и эмблему. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Команды формируются за неделю до урока под руководством учителя, чтобы уровень был приблизительно одинаковым. Эмблему и приветствие команды готовят самостоятельно, консультируясь с учителем информатики в течение недели.

а) Приветствие команд, эмблема

Посмотрите на доску и внимательно послушайте правила игры.

- Слева представлены действия с информацией, которые мы с вами изучили: сбор информации, представление информации, кодирование информации, декодирование информации, хранение информации, обработка информации. Справа – категории вопросов, чем сложнее вопрос, тем больше баллов вы получите, ответив правильно. Возможен выбор вопроса стоимостью 5, 10 и 15 баллов. Команда, получившая право первого хода, выбирает вопрос, называя действие с информацией и стоимость вопроса, затем один из членов команды выходит к интерактивной доске и отвечает на данный вопрос. Затем право выбора вопроса переходит к следующей команде и так далее, пока все вопросы не будут выбраны. Распределитесь так, чтобы члены команды по очереди выходили к доске и выполняли выбранные задания.

- Итак, давайте разыграем с вами право первого хода. Слушаем вопрос: «Как по-другому называется тактильная информация?» (осязательная).

б) Работа с интерактивной доской.

Команде, первой ответившей на поставленный вопрос: "Как по-другому называется тактильная информация?" предоставляется право первого хода и соответственно выбора категории и сложности вопроса. Затем член данной команды выход к ИД и отвечает на выбранный вопрос, делая пометки в мультимедийной презентации. Затем осуществляется проверка: ученик щелкает по кнопке Проверить и появляется правильный ответ. В зависимости от правильности ответа команде присваивается 1 или 0 баллов.

Дидактическая игра-презентация «Действия с информацией»

Категория вопроса «Сбор информации»

5б. Сбор информации – это …
а) наблюдение; б) запоминание; в) игра; г) записывание; д) обдумывание; е) раскрашивание рисунка.
Ответ: а, б, г.
10б. Собрать информацию - это значит… (понаблюдать  и запомнить).
15б. Информацию человек собирает с помощью… (своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы).

Категория вопроса «Представление информации»
5б. Про рисунок говорят, что это… 
а) текстовое представление  информации; б)  числовое  представление  информации; в) графическое  представление  информации.
Ответ: в.
10б. Какая информация дает наглядное представление о розе? (графическая информация – фотография).
15б. Представить информацию в памяти компьютера можно  в виде… (текста, рисунка, схемы).

Рис. 2. Фрагменты дидактической игры «Действия с информацией», 3 класс 

Категория вопроса «Кодирование информации»

5б. Кодирование информации - это… (б)
а) преобразование одной формы представления информации в другую; б) передача информации на расстоянии.
Ответ: а.
10б. Зеленый свет светофора – это закодированная команда: а) Стой! Идти опасно!  б) Иди!  в) Идти нельзя!
Ответ: б. 


15б. Закодируйте информацию о 5 шариках:


Графические данные о шариках

Текстовые данные о шариках

Числовые данные о шариках

 


 


 


Ответ:


Графические данные о шариках

Текстовые данные о шариках

Числовые данные о шариках

пять шариков

5


Категория вопроса «Декодирование информации»

5б. Декодирование – это действие с информацией обратное … (кодированию).

10б. Декодируй рисуночное сообщение


Ответ: компьютер.

15б. Декодируй слово с помощью кодировочной таблицы:


12

16

14

17

30

32

20

06

18

 


 


 


 


 


 


 


 


 




Ответ: компьютер.
Категория вопроса «Хранение информации»

5б. Как хранили информацию люди в далёкие времена?


Ответ: свиток, глиняная табличка, камень, папирус.

10б. Установите хронологию появления способов хранения информации:
а) Магнитные и лазерные диски для ЭВМ; б) Записи на берестяной коре; в) Первобытные наскальные рисунки; г) Рукописные и печатные книги.
Ответ: а-4, б-2, в-1, г-3.

15б. Для длительного хранения информации предназначены … (лазерные диски, книги, картины).
Категория вопроса «Обработка информации»

5 б. Выбери нужное продолжение
При обработке текстовой информации с изменением знака препинания в конце предложения …
а) происходит изменение смысла предложения;
б) не происходит изменения смысла предложения.
Ответ: а.

10б. Выполни обработку числовых данных


Исходные числовые данные

Вид обработки данных

Результат обработки

40 и 2

Нахождение произведения

 


20 и 30

 


Ответ: 80, 600.

15б. Выберите название действия, которое было совершено при форматировании текста из варианта 2:


Вариант 1
ТЕКСТ

Вариант 2
ТЕКСТ

Вариант 3
ТЕКСТ

Медиатека – это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.

Медиатека – это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.

Медиатека – это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.

а) Текст выровнен по правому краю; б) Текст выровнен по центру; в) Текст выровнен по левому краю; г) Текст выровнен по ширине.

Ответ: б.

в) Физкультминутка

Гимнастика для рук [19]
Доброе утро, здравствуй, Иван.
Доброе утро, здравствуй, Степан.
Доброе утро, здравствуй, Сергей.
Доброе утро, здравствуй, Андрей.
Доброе утро, здравствуй, Антон.

г) Работа за компьютерами

- Ребята, а теперь садимся за компьютеры и выполняем задание по форматированию текста в программе Word. Запускаем файл Практическая работа.doc. Выполнивший предложенное задание первым получает 10 баллов в копилку команды, II – 9 баллов, III – 8 баллов, IV – 7 баллов, V – 6 баллов, VI – 5 баллов, VII – 4 балла, VIII – 3 балла, IX – 2 балла, X – 1 балл.

В файле Практическая работа.doc дан текст (размер шрифта 18 п.т.):
Действия с информацией человек совершает для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности.

Действия с информацией – это сбор информации, представление информации в виде данных, кодирование и декодирование информации, хранение информации, обработка информации и другие.

Данные – это закодированная информация.
Человек может обрабатывать числовую, текстовую, графическую информацию.

При обработке информации может изменяться как форма представления информации, так и смысл сообщений.

Компьютер может обрабатывать данные, если они хранятся в его памяти. Программы, с помощью которых он эти данные обрабатывает, также хранятся в его памяти.

Задание:

1) К первому абзацу примените форматирование: размер шрифта 26 п.т.
2) Ко второму абзацу примените форматирование: цвет текста – синий.
3) К третьему абзацу примените форматирование: начертание курсив.
4) К четвертому абзацу примените форматирование: подчеркивание.
5) К пятому абзацу примените форматирование: полужирный.
6) Найдите во всем тексте слово информация и примените к нему следующее форматирование: цвет текста – красный, курсив, полужирный.

7) Найдите во всем тексте слово компьютер и примените к нему следующее форматирование: цвет текста – зеленый, подчеркивание, полужирный.

III. Подведение итогов урока.

- Вот и подошел к концу наш урок-игра. А теперь давайте с вами обработаем числовую информацию и подсчитаем количество баллов, набранных командами.
Подсчет баллов и награждение победителей дипломами.

IV. Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе. Рабочая тетрадь № 1, с. 22-62.
Сочетание активной познавательной деятельности на данном уроке, занимательности, игрового азарта соревнующихся команд в процессе игры способствует, на мой взгляд, лучшему повторению изученного материала. Использование интерактивной доски на уроке информатики положительно влияет на мотивацию обучения, творческую активность гимназистов, а значит, повышает и качество знаний детей.
Все ученики, без исключения, на каждом уроке желают работать у доски и выполнять самые трудные задания. Удерживать внимание детей, воспитывать интерес к предмету помогает техника XXI века.
Вот лишь некоторые возможности использования интерактивной доски на уроках информатики:

  • использование специальной программы (электронного пособия «Информатика», входящего в состав УМК Н.В. Матвеевой), позволяющей «перетаскивать» объекты;
  • использование возможности дописывать поверх презентации, как отдельные символы, так и целые предложения [8; 9];
  • использование доски в качестве большого экрана для работы над заданиями теста (нажатие кнопок с правильными ответами) [10];
  • «перетаскивание» объектов флип-чата, созданного в программе StarBoardSoftware;
  • дописывание правильных ответов поверх презентации с последующей их проверкой (использование анимации) и др. [11]

Таким образом, использовать интерактивную доску в учебном процессе можно в таких режимах, как:

  • проекция-демонстрация (показ презентации PowerPoint, flash-презентации, просмотр видеоролика, текстового документа и др.);
  • граффити (электронное перо);
  • онлайн (просмотр web-страниц, использование ресурсов Интернета, электронной почты);
  • объект (функция перетаскивания, соединение, классификация, группировка,  заполнение пропусков, упорядочивание и др.).

Урок можно построить в  форме видеоряда, начиная от изучаемой темы и заканчивая заданием на дом.
Первая и одна из самых популярных возможностей интерактивной доски (ИД) – это демонстрация текста (рис.3), схем (рис. 4), диаграмм, рисунков, видео и т.д. 

рисунок 3

рисунок 4


Большой экран ИД, широта обзора и наглядность позволяют решить проблему изготовления большого количества  раздаточного материала. Достаточно набрать нужный материал на слайде один раз  - и готово задание для всего класса! (рис. 5). 

Удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при проведении самостоятельных работ или повторительно-обобщающих уроков (рис. 6). 

Изучая новую тему,  можно использовать функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана,  как сверху вниз, так и справа налево. Например, учащиеся на уроке размышляют, решают проблемный вопрос, а ответ на него прячется за «шторкой». После коллективного обсуждения всем классом проверяется верность ответа: учитель опускает  «шторку», за которой находится верный ответ.

Большие возможности имеет использование объектов для перемещения. Именно тогда полностью реализуется сенсорный принцип работы ИД. Перемещать можно как отдельные слова, так и  целые предложения. Например, в задании «Типы файлов» следует правильно соотнести расширения с типами файлов, переместив расширения в соответствующие ячейки таблицы (рис. 7). 

Создавать «перетаскивающиеся» объекты (флип-чаты) можно как в программе StarBoardSoftware, так и в Adobe Flash. Однако минусом создания «перетаскивающихся» объектов (флип-чатов)  в программе StarBoardSoftware является невозможность их использования на досках других марок. В ходе разработок ресурсов для интерактивной доски, мы пришли к выводу, что большими возможностями по созданию заданий для доски любой марки обладает программа Adobe Flash.

Разнообразить уроки информатики для учащихся начальной школы позволяют авторские цифровые образовательные ресурсы, созданные в программе Adobe Flash. Анимация ­(«оживление» изображений) – это важное средство для передачи информации. Анимационные ролики при грамотном использовании позволяют существенно повысить эффективность обучения, а также служат отличной иллюстрацией при проведении уроков [12; 13]. Кроме того, создание анимационных клипов – важный способ развития творческих способностей школьников.

Применение языка программирования ActionScript при создании Flash-роликов позволяет в полной мере использовать возможности среды Macromedia Flash, получать абсолютный контроль над проигрыванием фильма и решать задачи, которые предельно трудно или невозможно решить без программного кода. С учащимися начальных классов можно наряжать ёлочку [14],  собирать урожай с деревьев [15], лепить снеговика [16], строить дом, создавать объекты из геометрических фигур, отвечать на вопросы теста [17] и многое другое! 

Например, разработанная мною игра «Приключения смешариков на уроке информатики» [18] может быть использована для организации компьютерного практикума разными способами, в зависимости от конкретных условий в конкретной школе. Ресурс можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. При этом возможны три варианта работы: компьютер и проектор - учащиеся совместно выполняют проецируемые на экран задания; компьютер, проектор и интерактивная доска (ИД)  – учащиеся по одному выходят к ИД и выполняют предложенные задания, а класс их проверяет; компьютеры в компьютерном классе

– индивидуальная работа учащихся. Функцией учителя при использовании данного  ресурса является управление учебно-познавательным и учебно-воспитательным процессом в классе.

Современное программное обеспечение предоставляет широкие возможности для творчества учителя при создании авторских цифровых образовательных ресурсов для любого урока и по любой теме.

Используя функцию граффити (электронное перо), на уроках информатики в начальной школе можно выполнять задание с приемом «привести в соответствие» (рисуем стрелочки) (рис. 8). Написать, начертить, дорисовать, нарисовать, подчеркнуть, зачеркнуть – все это доступно с помощью электронного пера ИД. 

Работа с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски,  всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в процессе.

Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.

Таким образом,  положительные возможности ИД налицо! Перечислим их ещё раз:

  1. Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.
  • Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.
  • Стопроцентная  наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
  • Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие  страха отвечать  у доски.
  •  ИД помогает учащимся  самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
  • Хороший темп урока  позволяет «уплотнять» изучаемый материал.

В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках информатики и ИКТ положительно влияет на  качество образовательных достижений учащихся, а это главное.


Ссылки на авторские цифровые образовательные ресурсы

  1. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/6-1-0-12
  2. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/6-1-0-14
  3. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/6-1-0-15
  4. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21289&d_no=81433&ext=Attachment.aspx?Id=24501
  5. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&d_no=17190&ext=Attachment.aspx?Id=4538
  6. http://gumnaziya.narod.ru/html/fotonov/otkrur/Stepanenko.rar
  7. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/9-1-0-13
  8. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/9-1-0-4
  9. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/9-1-0-11
  10. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/7-1-0-2
  11. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/8-1-0-5
  12. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=98291&d_no=95150&ext=Attachment.aspx?Id=29634
  13. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=98291&d_no=95153&ext=Attachment.aspx?Id=29636
  14. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=95170&d_no=93594&ext=Attachment.aspx?Id=28997
  15. http://gumnaziya.narod.ru/flash/tren/Stepanenko.swf
  16. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/11-1-0-6
  17. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/11-1-0-7
  18. http://stepanenkoo.ucoz.ru/load/9-1-0-45
  19. http://stepanenkoo.ucoz.ru/images/gimnastika.rar

 


Возврат к списку