Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Подписка на рассылку
Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube

Цветкова М.С. Перспективные направления системного развития УМК по информатике и предметам естественно-научного цикла

Внимание!!! Сентябрь 2017 года. Вышел восьмой номер газеты в формате .PDF

В данном разделе представлены электронные статьи -  приложения к номерам газеты 



Цветкова М.С. Перспективные направления системного развития УМК по информатике и предметам естественно-научного цикла

Цветкова М.С. Перспективные направления системного развития УМК по информатике и предметам естественно-научного цикла

Цветкова Марина Серафимовна
К.п.н., доц.,  зам. гендиректора издательства
«БИНОМ. Лаборатория знаний»,
руководитель методической службы издательства
tsvetkova@lbz.ru

Презентация

Роль предмета  Информатика и ИКТ  в современном естественно-научном образовании. Базисный аспект

Развитие процессов модернизации структуры и содержания российского образования за 2001-2008 годы потребовало новых механизмов интегрированного обучения детей по всем предметам с использованием ИКТ.

Основанием этому служат такие результаты в области информатизации школ, как:

  • создание к 2008 году  в каждой школе России полноценной  информационной среды с включающей Интернет, технические, технологические, а с 2008 года – и софтверные решения – единые для всех школ
  • обучение основного контингента педагогов страны базовым ИКТ-компетентностям
  • создание на основе нового стандарта по информатике системного УМК по информатике, охватывающего все ступени обучения и являющегося на сегодня гарантом формирования ИКТ-компетентности выпускника школы уже на основной ступени школьного образования.

Появилась необходимость рассмотрения курса информатики не только как  гаранта формирования ИКТ-компетентностей учащихся, но и как средства развития информационной активности школьников – их готовности включаться в информационную деятельность, обучаясь в любом предмете.

Все эти составляющие потенциала информатизации школы и могут рассматриваться как механизм реализации важнейшей задачи школьного образования – интеграции предметного обучения школьников.

В настоящее время школьное информационное образование рассматривается обществом как часть информационной культуры. Оно служит основой для формирования готовности молодежи к использованию цифровых услуг общества, предоставляемых страной. В этом просматривается еще одна значимая роль школьного предмета Информатика и ИКТ -  социальная.

Такой взгляд на предмет предусматривает его влияние на комплексное развитие трех направлений информационной деятельности в школе:

  1. эффективное использование и развитие информационной среды как каждой школы так и информационного пространства региона в целом;
  2. системное наращивание кадрового потенциала педагогов всех школ в сфере ИКТ по профилям конкретной школы;
  3. как результат - формирование и встраивание в работу школы новых образовательных технологий, позволяющих каждой школе гарантировать семье и обществу адекватную времени социальную и информационную активность выпускников, их конкурентную способность  в новом информационном мире.

Таким образом, задачи курса информатики расширилась – они направлены на формирование не только чисто предметных компетенций, но и на развитие новой для детей информационной деятельности в партнерстве с педагогами и родителями и ее включение на регулярной основе в общеучебную, познавательную, досуговую деятельность детей в школе на всех ступенях школьного образования.


Перспективные направления системного развития УМК по информатике и предметам естественно-научного цикла

 

Если рассмотреть развитие естественно-научного образования в условиях информационной среды школы, то в рамках стандарта второго поколения можно отметить перспективы формирования нового УМК по естественно-научному циклу (УМК БИНОМ)

Такой УМК предусматривает целостное развитие и наполнение учебно-методическими материалами и ЭОР и включает в себя систему УМК по математике, информатике, физике, химии и биологии с межпредметными практикумами и элективными курсами. В том числе  на основе ИКТ в информационной среде школы  с использованием на регулярной основе цифровых ЕН-лабараторий.

Математика выступает как системообразующий предмет ЕН-УМК на стадии трансформации реальных наблюдаемых или исследуемых химических, физических, биологических  процессов в формальное их представление.

Информатика выступает как системообразующий предмет ЕН-УМК на стадии преобразования формального представления некоторых природных процессов в их  разнообразные компьютерные модели инструментально-практическими средствами с помощью ИКТ.

Рис. 1

В образовательном стандарте и БУП 2004 года заложены несколько  видов моделей изучения информатики, которые определяются предложенными в них результатами обучения, отраженных в модели выпускника школы

Модель 1. Информатика и ИКТ как профильный предмет для школьников, увлеченных данной предметной областью и выбравших ее в дальнейшем основой своего профессионального образования.
Модель 2. Информатика и ИКТ как предмет базового уровня, являющийся неотъемлемой частью в будущей профессии, и необходимый для успешного освоения других профильных предметов.
Модель 3. Информатика и ИКТ как часть общекультурных качеств человека, помогающих ему успешно развиваться в информационном обществе, в этом случае предмет имеет прикладной характер, опосредованно отдельными составляющими входит в профильную активность школьника.

В каждой модели информационного образования школьников, какой бы профиль он не выбирал, найдется место разделам по информатике и ИКТ, востребованных в будущей профессии, вызывающей особый, профильный интерес современного школьника, живущего в информационном мире.
Перспективное развитие  УМК по информатике и ИКТ  в части удовлетворения запросов учащихся по использованию ИКТ в практической школьной жизни, общеучебной деятельности детей и профильном обучении по различным предметам на основе ИКТ составлят  практикумы и элективные курсы по информатике и ИКТ. (Например, создана серия  ЭК к УМК по информатике и ИКТ БИНОМ, в том числе от ИКТ-производителя)

Актуальная задача УМК по информатике и ИКТ, включить в свою орбиту все разнообразные темы  информатики и ИКТ, особенно в части новых информационных технологий и цифрового оборудования. (см. Таблицу ЭК)

Совершенствование и наращивание вариативных частей УМК по информатике и ИКТ для  учителей, формирование специальной методической и дидактической литературы в помощь учителю, методисту, директору школы  способствует системному встраиванию информационной активности детей в общеучебную деятельность по всем предметам в информационной среде школы.  (С 2008 года издательство БИНОМ выпускает серию книг «ИКТ в работе учителя», а с 2000 года развивается мерия «Компьютерная литература»)

Информационная среда школы (ИСШ) предоставила много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, то есть повсеместно в массовой школе реализовать педагогику развития ребенка. Традиционные методики обогатились новыми мощными визуально-наглядными средствами обучения (мультимедиа проектор, интерактивная доска, граф планшет, документ камера, цифровой микроскоп), которые позволяют не только усилить визуальный ряд по предмету, особенно при работе с картами, видео, слайд-шоу, но и реализовать фронтальную демонстрацию мелкой моторики вживую: моторики манипуляций с реактивами, проведения опыта, демонстрации исследовательского наблюдения, мелких демонстраций по химии, биологии, физике, технологии…
Нельзя не отметить и новые методы развития деятельностных подходов в обучении детей. Это использование презентационных технологий, компьютерных лабораторий, поисковых систем, баз данных, позволяющих оснастить новыми информационными массивами поисковую и исследовательскую работу учащихся, включая сбор, анализ и обработку отобранной или самостоятельно подготовленной детьми информации. Сколько еще возможностей имеет ИСШ, покажет время, однако педагог должен быть готов, что практически каждый новый учебный год – это год новых открытий  педагогических техник и методик, которые в итоге и составляют новые образовательные технологии.

Готовность педагога к быстрому обновлению практико-ориентированной деятельности в условиях ИСШ требует отражения в УМК по каждому предмету.

Пример тематики  методических пособий и руководств для учителя по предметам ЕН цикла

Инструменты тестирования и аттестации учащихся
Электронные тренажеры, тестовые системы, дистанционные среды обучения
Организация и проведение занятий в системе ДО

Сетевая коммуникативность педагогов

Элементы  АСУ школы в работе учителя

Новые модели учебной  деятельности в школе на основе ИКТ и цифрового обрудования

ЭОР предметника

 

Развитие процессов модернизации структуры и содержания российского образования потребовало новых механизмов интегрированного обучения детей по всем предметам с использованием ИКТ. Это влечет новое окружение УМК по всем предметам  межпредметными практикумами и элективными курсами на основе ИКТ в информационной среде школы. Межпредметные практикумы и элективные курсы органично дополнят ИУМК, особенно в части библиотеки элективных курсов серии «ИКТ в предмете». (С 2006 года такая серия открыта в БИНОМ).

На основе информационной активности детей в партнерстве с педагогической бригадой естественно-научного цикла формируется целостное естественно-научное знание учащихся, познавательная активность в самообразовании на основе новых ИТ ресурсов и средств обучения – цифровых и компьютерных ЕН лабораторий.

Таблица элективных курсов

Предмет

ЭК по информатике и ИКТ и «ИКТ в предмете»

Информатика и ИКТ

 

 

ПО для ПК
Системы программирования
Системное администрирование
Техническое обслуживание ПК
Системы защиты информации
Робототехника
Схемотехника

Математика
Физика
Химия
Биология
ОБЖ
Экология
География

Средства компьютерного моделирования с цифровыми датчиками. Цифровые лаборатории, специализированные цифровые датчики, измерительные приборы и оборудование для исследований, подключаемое к компьютеру

Специализированные инструментальные среды компьютерного моделирования.
Виртуальные лаборатории
Научные объекты и лаборатории удаленного доступа
Элементы ГИС

Технология
Черчение
Искусство

 

Элементы САПР
ЧПУ
АСУ ТП
Компьютерная графика
Компьютерный дизайн
Мультимедиа и анимация
Сайтостроение
Аудио-видео монтаж

Литература
Ин.яз
МХК
История
Краеведение

Программы-переводчики
Системы распознавания текстов
Настольные издательские системы
Поисковые системы/машины
Электронные энциклопедии, виртуальные музеи и путешествия
Интернет-СМИ

Обществознание
Право
Экономика

Элементы АСУ, планирования и учета
СУБД и БД (специализированные)
Статистические системы


Возврат к списку