Лаборатория знаний
+7 (495) 181-53-44
ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1
Подписка на рассылку
Мы в социальных сетях
ВконтактеFaceBookYouTube

Попова О.В. Использование инновационных технологий на уроках информатики

Внимание!!! Май 2017 года. Вышел шестой номер газеты в формате .PDF

В данном разделе представлены электронные статьи -  приложения к номерам газеты 



Попова О.В. Использование инновационных технологий на уроках информатики

Попова О.В. Использование инновационных технологий на уроках информатики

Для того, чтобы усовершенствовать ум,
  надо больше размышлять, чем заучивать.

Рене Декарт

С развитием информационных технологий все больше образовательных учреждений оснащаются современным оборудованием. Преимущественно – это интерактивное и мультимедийное оборудование, с помощью которого любой урок превращается в увлекательное занятие, как для учеников, так и для учителей.

Я работаю по учебнику информатики И.Г. Семакина издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». Для обобщения и контроля знаний учащихся 8 класса по теме «Устройство компьютера» я провожу вариант урока, предполагающий использование инновационных технологий – интерактивной доски, системы интерактивного голосования, цифровых образовательных ресурсов. 

Современному учителю нужны средства не только представления интересных уроков, но и мощные средства составления таких уроков, а также средства контроля знаний учащихся, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.

По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, то есть получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.

Учитель получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился  в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества [1].

Система голосования Activote обеспечивает интерактивное общение между учителем и учениками в процессе контроля знаний, проведении опроса, образовательных игр и другой деятельности. Ученики лучше осваивают и запоминают материал в процессе дискуссии.

Обсуждение темы не только повышает интерес к материалу, но повышает его усвоение. Повышение внимания и вовлеченности ребят в учебу очень важно. Одним из способов привлечения внимания к материалу учебника И.Г. Семакина является ответная реакция учеников на объясняемую тему. То есть при объяснении материала учителю предоставляется возможность, узнать мнение класса, получить общую ответную реакцию.

Использование системы интерактивного голосования дает учителю возможность:

  • оперативно переходить от изучаемой темы к тестам для организации контроля качества усвоения материала;
  • получать ответную реакцию учеников на вопросы;
  • организовывать дискуссию на уроках;
  • устанавливать таймер для решения тестов, ограничения по времени на ответ;
  • мгновенно получать результаты тестирования (общий по всей группе, с количеством ответов на вопросы и процентом правильных ответов, и индивидуальный, по каждому из учащихся);
  • обсуждать результаты вместе с учениками, работать над ошибками.

Литература:
1.    Педагогика: учеб. / Л.П.Кривошенко [и др.]; под ред. Л.П.Кривошенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
  • Конспект урока по теме «Устройство компьютера» для 8 класса

    Презентация к уроку

    Цели урока:

    Ø            Обучающая – обобщить знания учащихся о внутренних и внешних устройствах компьютера, познакомить с происхождением названия «винчестер»,  дать представление о формировании изображения на мониторе, провести контроль знаний в форме теста.

    Ø            Развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий различного уровня сложности.

    Ø            Воспитывающая - способствовать  формированию информационной культуры учащихся, развитию познавательной деятельности.

    Обеспечение урока:

    Ø            Учебник Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, л.А. Залогова, С.В. Русаков, л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 175 с.: ил.

    Ø            Интерактивная доска, система интерактивного голосования Activote.

    Ø            Презентация к уроку «Устройство компьютера».

    Ø            Цифровые образовательные ресурсы: тренажер «Архитектура компьютера», «Устройства компьютера», плакат «Информация и компьютер» /электронное приложение Л.Босова «Информатика и ИКТ» 5-7/

    Ø            Тест «Устройство компьютера» (2 варианта), разработанный для тестовой оболочки «Тестер».

    План урока:

    1. Мотивация учебной деятельности с частичным повторением. Проверка домашнего задания.
    2. Обобщение знаний о внутренних устройствах компьютера.
    3. Обобщение знаний о внешних устройствах компьютера.
    4. Зарядка для глаз.
    5. Контроль знаний в форме компьютерного тестирования по теме «Устройство компьютера».
    6. Комментарий к домашнему заданию.
    7. Подведение итогов урока.

     

    Ход урока:

    Мотивация учебной деятельности с частичным повторением.

    Обсуждение плаката «Компьютер и информация». Учащимся предлагается объяснить, какие информационные процессы осуществляются устройствами компьютера и ответить на вопросы:

    Ø      Назовите устройства ввода информации.

    Ø      Назовите устройства вывода информации.

    Ø      Назовите внутренние устройства компьютера.

    Ø      Какое устройство предназначено для обработки информации?

    Ø      Назовите устройства внешней памяти компьютера.

    Обобщение знаний о внутренних устройствах компьютера

    Опрос учащихся осуществляется с использованием системы интерактивного голосования Activote. На экране появляются вопросы с вариантами ответа. По результатам голосования обсуждаются верные ответы и ошибки.

    Вопрос №1. Как называют внутреннее устройство компьютера?

    a.       Интерьер

    b.      Начинка

    c.       Архитектура (правильный ответ)

    d.      Анатомия

    Вопрос №2. Какое устройство не является внутренним устройством компьютера?

    a.       Материнская плата

    b.      Видеоадаптер

    c.       Системный блок (правильный ответ)

    d.      ТV-тюнер

    Вопрос №3. Как называется внутренняя память компьютера?

    a.       Системная

    b.      Интегральная

    c.       Оперативная  (правильный ответ)

    d.      Коммутативная

    Вопрос №4.  На … расположены магистрали (шины), к которым подключаются все внутренние устройства компьютера. О каком устройстве идет речь?

    a.       Процессор

    b.      Оперативная память

    c.       Материнская плата (правильный ответ)

    d.      Системный блок

    Вопрос №5. Какое устройство называют «мозг» компьютера?

    a.       Жесткий диск

    b.      Процессор (правильный ответ)

    c.       Материнская плата

    d.      Монитор

    Вопрос №6. Жесткий диск является…

    a. Внешней памятью компьютера (правильный ответ)

    b.Внутренней памятью компьютера

    Как, по-другому, называют жесткий диск? (Винчестер) Почему  появилось такое название, нам расскажет Бортникова Евгения.

    Сообщение «Как появилось название винчестер?»

    Накопитель на жёстких магнитных дисках, жёсткий диск или винчестер, (англ. Hard Disk Drive, HDD) — энергонезависимое, перезаписываемое компьютерное запоминающее устройство. Является основным накопителем данных практически во всех современных компьютерах.

     Название «винчестер» жёсткий диск получил благодаря фирме IBM, которая в 1973 году выпустила жёсткий диск модели 3340, впервые объединивший в одном неразъёмном корпусе пластины диска и считывающие головки. При его разработке инженеры использовали краткое внутреннее название «30-30», что означало два модуля (в максимальной компоновке) по 30 Мб каждый. Кеннет Хотон, руководитель проекта, по созвучию с обозначением популярного охотничьего ружья «Winchester 30-30» предложил назвать этот диск «винчестером».

    В Европе и США название «винчестер» вышло из употребления в 1990-х годах, в российском же компьютерном сленге название «винчестер» сохранилось, сократившись до слова «винт».

     

    Учащимся предлагается выполнить задание на интерактивной доске, расставив  внутренние устройства компьютера в заданной схеме (тренажер «Архитектура компьютера»).






                        Обобщение знаний о внешних устройствах компьютера

  • Учащиеся делятся на группы по два человека и отгадывают кроссворд «Внешние устройства компьютера».

  • По вертикали:


    1.            Устройство ввода графической, текстовой и числовой информации.

    2.            Универсальное устройство, предназначенное для получения, хранения, передачи и обработки информации.

    3.            Устройство, предназначенное для ввода звуковой информации.

    По горизонтали:

    1. Устройство вывода информации для просмотра.
    2. Устройство  ввода информации, относящееся к группе «манипуляторы».
    3. Устройство ввода информации.
    4. Устройство вывода информации на бумагу.
    5. Устройство вывода звуковой информации.

    Зарядка для глаз (выполняется после отгадывания кроссворда)

    На следующем этапе обобщения знаний учащимся предлагается выполнить задание на интерактивной доске, расставив внутренние и внешние устройства компьютера в заданной схеме (тренажер «Устройство персонального компьютера»).

    Контроль знаний учащихся в форме компьютерного тестирования (тестовая оболочка Тестер).



    Вариант 1.

    Вопрос №1. Выберите устройства, предназначенные для ввода информации

    Ø      Клавиатура

    Ø      Монитор

    Ø      Мышь

    Ø      Микрофон

    Ø      Сканер

    Ø      Принтер

    Вопрос №2. Какое устройство является главным устройством компьютера?

    Ø      Системный блок

    Ø      Материнская плата

    Ø      Оперативная память

    Ø      Процессор

    Ø      Жесткий диск

    Вопрос №3. К внешней       памяти компьютера относятся...

    Ø      Флэш-память

    Ø      Лазерные диски

    Ø      Оперативная память

    Ø      Жесткий диск

    Вопрос №4. Наименьшая адресуемая часть памяти компьютера  - …

    Ø      Бит

    Ø      Байт

    Ø      Файл

    Ø      Кластер

    Вопрос №5. Чем больше тактовая частота процессора, тем?

    Ø      Выше скорость работы процессора

    Ø      Ниже скорость работы процессора

    Ø      Больше объем данных, обрабатываемых за единицу времени

    Ø      Ниже объем данных, обрабатываемых за единицу времени

    Вопрос №6. Продолжите предложение: «При отключении  компьютера…»

    Ø      Информация сохраняется в оперативной памяти

    Ø      Информация сохраняется в регистрах процессора

    Ø      Информация стирается из оперативной памяти

    Вопрос №7. Ученый, который сформулировал основные принципы работы компьютера - …

    Ø      Андрей Николаевич Колмогоров

    Ø      Дмитрий Иванович Менделеев

    Ø      Михаил Васильевич Ломоносов

    Ø      Джон фон Нейман

    Вариант 2.

    Вопрос №1. Выберите устройства, предназначенные для вывода информации

    Ø      Клавиатура

    Ø      Монитор

    Ø      Колонки

    Ø      Микрофон

    Ø      Сканер

    Ø      Принтер

    Вопрос №2. Какое устройство предназначено для подключения всех внутренних устройств компьютера?

    Ø      Системный блок

    Ø      Материнская плата

    Ø      Оперативная память

    Ø      Процессор

    Ø      Жесткий диск

    Вопрос №3. К внутренней памяти компьютера относится...

    Ø      Флэш-память

    Ø      Лазерные диски

    Ø      Оперативная память

    Ø      Жесткий диск

    Вопрос №4. В чем заключается свойство дискретности внутренней памяти компьютера?

    Ø      Каждый байт памяти имеет свой адрес

    Ø      Наименьшим элементом внутренней памяти является бит

    Ø      Исполняемая программа хранится во внутренней памяти компьютера

    Ø      Восемь подряд расположенных бит образуют байт памяти.

    Вопрос №5. От чего зависит производительность компьютера?

    Ø      От характеристик процессора

    Ø      От объема оперативной памяти

    Ø      От количества внешних устройств компьютера

    Ø      От типа монитора

    Вопрос №6. Для долговременного хранения информации служит

    Ø      Дисковод

    Ø      Оперативное запоминающее устройство

    Ø      Процессор

    Ø      Внешняя память

    Вопрос №7. Принцип архитектуры компьютера, сформулированный  Джоном фон Нейманом заключается в том, что…

    Ø      В состав компьютера входят: процессор, память, устройства ввода, устройства вывода информации.

    Ø      Память компьютера имеет свойства: дискретность и адресуемость.

    Ø      Данные и программы хранятся в памяти компьютера в виде двоичного кода.

    Ø      При выключении компьютера информация из оперативной памяти стирается.

    Домашнее задание §9, ответить на вопросы

    Подведение итогов урока

    Ссылки на используемые цифровые образовательные ресурсы:

    1.            http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf

    2.            http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf

    3.            http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/hard_pc/index.htm



  • Возврат к списку